Проблемы редизайна веб-сайтов

Сейчас, когда интернет уже почти стал средством массовой информации, очевидно, что редизайн — неотъемлемая часть бизнеса разработки сайтов. Большинство сайтов, много раз проходя процедуру редизайна, становится лучше, иногда — хуже, каждый раз по-разному. Иногда редизайн делается тогда, когда владельцы сайта растут от «дизайна соседского мальчишки» до «настало время заплатить профессионалам». Чаще же это желание не отставать от конкурентов, быть не хуже других. Создание, поддержка и управление веб-сайтом - это всегда обучение на практике, т. к. интернет никогда не стоит на месте. Вы должны быть готовы к редизайну.

После принятия решения о редизайне существующего сайта план действий становится похож на создание нового сайта с нуля — с тем же обдумыванием используемых технологий, дизайна и планированием работ. Однако есть и специфические проблемы, которых можно избежать; с большей частью мне доводилось иметь дело или наблюдать, как это делают другие. Избегайте описанных ниже ошибок, это застрахует вас от желания переделать все заново еще до окончания первого редизайна сайта.

Редизайн ради редизайна

Задайтесь вопросом, зачем именно вам необходим редизайн, и на этой основе составьте разумный список улучшений. Общеизвестно, что посетители сайта со временем привыкают к его дизайну и структуре, даже если конкретная реализация очень далека от совершенства. Редизайн может вызвать раздражение у некоторых постоянных посетителей сайта, поэтому вы можете потерять их. Однако не позволяйте страхам остановить вас, просто задайтесь вопросом: «распугаю ли я из-за редизайна больше пользователей, чем смогу привлечь или сохранить благодаря планируемым улучшениям?». Если ответ «да», тогда стоит хорошенько подумать о том, что вы хотите делать.

Невнимание к мнению посетителей сайта

Когда сайт только создавался, возможно, вы не были точно уверены, что именно получится в результате, кто будет посещать этот сайт, вы лишь примерно представляли свою аудиторию. Теперь стоит обратить внимание на главную цель любого проекта — аудиторию сайта — то богатство, которое необходимо полностью использовать перед созданием нового варианта сайта. Не стоит недооценивать важность исследования мнения посетителей перед редизайном проекта. Если вы не собирали мнение пользователей ранее, настало время спросить, что им бы хотелось увидеть на сайте, что им не нравится в текущей версии, что нравится и как именно можно улучшить веб-сайт. Если вы собирали мнение пользователей ранее, выделите время, чтобы проанализировать полученную информацию в поисках направления для развития проекта. Выложите нововведения на рассмотрение пользователей в текущей версии сайта на месяц или два, чтобы собрать мнение по поводу этих изменений. Посетители сайта — это ваши клиенты, они исчисляемое богатство вашего проекта, прислушивайтесь к их мнению.

Пренебрежение сайтами конкурентов

Если у вас есть конкуренты, то у них, возможно, тоже есть веб-сайт. Этап планирования редизайна будет хорошим моментом для того, чтобы снова оценить и изучить эти сайты. Поинтересуйтесь у своих посетителей, какие сайты им нравятся и почему, узнайте по этому поводу мнение людей, вовлеченных в редизайн проекта. Потратьте время на тщательное изучение веб-сайтов конкурентов, чтобы определить, что вы можете реализовать у себя на еще более высоком уровне.

Игнорирование статистики посещений сайта

Аккумулируемый сайтом трафик и статистическая информация о браузерах посетителей — бесценная для планирования редизайна информация. Первое желание при редизайне сайта — реализовать как можно больше «крутых фишек», чтобы быть на острие атаки последних технологий. Но перед этим очень важно убедиться, сможет ли ваша аудитория действительно оценить подобные нововведения, извлечь из них пользу или вообще пользоваться таким сайтом. Любой работающий ресурс должен иметь огромное количество накопленной статистики посещений для анализа используемых посетителями операционных систем, браузеров и их версий. Изучите эти данные и разберитесь с тем, какие технологии может использовать ваша аудитория, перед тем, как примете решение о реализации на сайте новейших функциональных возможностей.

Неумение смотреть в будущее

Необходимо понимать, что интернет может претерпеть значительные изменения в следующие полгода-год. Непонимание того, куда вы идете, неумение держать палец на пульсе сети заставит вас пройти полный процесс редизайна намного раньше, чем ожидалось. Предупредите подобную возможность и изначально планируйте гибкий и масштабируемый сайт. Аналогично, попробуйте предугадать развитие тематической области, к которой принадлежит ваш проект — знаете ли вы, как эта область будет развиваться в ближайшем будущем? Учтите это, если возможно, в проекте редизайна. Также помните, что будет время и место, чтобы реализовать некоторые возможности позднее, если вы решили, что посетители пока к ним не готовы. Добейтесь разумного баланса старого и нового в плане работы над проектом.

Работа без тщательного предварительного планирования

Мой опыт говорит о том, что любой сайт, не важно, создается ли он с нуля или проходит редизайн, должен пройти фазу планирования, которая занимает примерно 30% времени работы над проектом. О том, как планировать интернет-проекты, написаны целые книги и гораздо более объемные статьи, однако стоит обратить внимание на некоторые важные вопросы и советы, касающиеся планирования проекта:

Каждый, кто будет заниматься работой над сайтом, должен быть вовлечен и в процесс планирования. Нет ничего хуже плана работ, построенного исходя из невыполнимых целей, так что предлагайте новые возможности и идеи и обязательно спрашивайте мнение разработчиков относительно их осуществимости, стоимости и необходимого времени.

Цель планирования в том, чтобы иметь перед собой проработанный макет сайта еще до того, как будет написана первая строчка кода. Такой макет может значительно ускорить создание большого проекта, давая разработчикам ясную схему и цель. Заказчик или руководитель проекта будут иметь ясное представление о том, на что тратятся деньги и чего стоит ожидать в финале. Дизайнеры будут видеть проект в целом и знать, к чему именно они создают оформление. Программисты, «кодеры» и разработчики баз данных оценят тот факт, что им ясно сформулировали цели и задачи работы.

Бесконечные улучшения

Одна из распространенных проблем редизайна заключается в том, что он никогда не заканчивается, многие так и продолжают «копаться» в сайте уже после тестирования и запуска проекта в эксплуатацию. Очевидно, что необходимо исправлять серьезные недостатки по мере их обнаружения, но позвольте посетителям привыкнуть к новому сайту. Поверьте, если вы хорошо сделали «домашнюю работу», тщательно спланировали проект, реализовали его в соответствии с поставленными целями и хорошо протестировали результат, то стоит оставить его на некоторое время без изменений. Продолжайте собирать отзывы посетителей, анализировать трафик и статистику посещений и планировать следующий редизайн, если это необходимо, но сопротивляйтесь желанию еще что-нибудь «подкрутить». Пусть сайт «устоится». Иначе можете быть уверены, что придется делать редизайн снова и снова.

Отсутствие документации и комментариев к коду

Когда ваш сайт создавался в первый раз, можно поспорить, что все делалось на ходу, без особого планирования. Теперь у вас есть шанс сначала все спланировать, а в процессе разработки документировать все действия. Представьте, насколько проще будет вносить изменения в будущем, если все «разложено по полочкам», если задокументировано то, как составляющие сайта взаимодействуют между собой. Подумайте, насколько проще будет, если у сайта появятся свои стандарты — описанные и задокументированные. Это, например, позволит избежать неприятной процедуры поиска того, какой же именно шрифт был использован для надписей в графических элементах сайта. Если ваш сайт представляет собой сложный программный комплекс, создавайте заметки по ходу работы над проектом и сохраняйте их, в последствии они могут стать основой документации нового сайта. Комментируйте, комментируйте свой код, чтобы потом разобраться в нем самому, чтобы помочь другим членам команды разработчиков, для упрощения будущих изменений. И еще одно важное правило на заметку — сохраняйте переписку, делайте заметки и комментарии, документируйте работу по мере выполнения, чтобы не выпасть из рамок текущих целей работы и всегда иметь возможность отчитаться о проделанной работе. Не упускайте возможность облегчить жизнь всем разработчикам проекта!

Со времени зарождения веб-дизайна до текущего момента индустрия выросла и дошла до такого уровня, когда стандарты начинают играть важную роль в этом бизнесе. По мере того, как растет сложность и объем создаваемых сайтов и программ, лучший способ держать работу под контролем — планировать, предугадывать, учиться и слушать. Учитывая опыт других разработчиков, мы можем избежать многих проблем и, хочется надеяться, решать лишь новые вопросы, которые стремительно меняющийся интернет подбрасывает нам на пути!

© Eileen "Turtle" Parzek, перевод Земсков Юрий

Как развить в себе сильную мотивацию

Смелость сознательной жизни

Проблемы и их решение

Если что-то невозможно, сделай это!

Стив Джобс и три его истории

Прекращаем откладывать дела на на потом

Быть правым